ООП МКДОУ "ЦРР Д/С № 17 ГБ"
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
МКДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД №17»
Образовательная
программа МКДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД №17» разработана в
соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 2
до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе
достижение уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения
ими образовательных программ начального общего образования. Программа основана
на принципе индивидуального подхода к детям и учета специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности. Программа определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к
условиям реализации Программы.
Программа направлена:
·
на создание условий развития ребёнка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного
развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах
деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие
ребёнка);
·
на создание развивающей образовательной среды,
которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
·
Социально-коммуникативное развитие;
·
Познавательное развитие;
·
Речевое развитие
·
Художественно-эстетическое развитие;
·
Физическое развитие.
Программа включает три основных раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную
записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения
образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики
возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного
образования:
·
ребёнок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
·
ребёнок обладает установкой положительного
отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
·
ребёнок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
·
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки
грамотности;
·
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он
подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
·
ребёнок способен к волевым усилиям, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
·
ребёнок проявляет любознательность, задаёт
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
·
ребёнок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Содержательный раздел представляет общее содержание
Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная
часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей
во всех пяти образовательных областях, с учётом используемых вариативных
программ:
1.
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Под. Ред.
Р.Б.СТЕРКИНОЙ, О.Л.КНЯЗЕВОЙ, Н.Н.АВДЕЕВОЙ
Программа предназначена для работы с детьми старшего
дошкольного возраста. Программа направлена на формирование навыков у ребёнка
адекватного поведения в опасных ситуациях.
Цель программы - сформировать у ребёнка навыки
безопасного поведения в различных ситуациях:
-дома и на улице
-в транспорте
-при общении с незнакомыми людьми
-при действиях с пожароопасными предметами, животными и
ядовитыми растениями
Программа способствует становлению у ребёнка основ экологической
культуры, приобщению к здоровому образу жизни.
2.Образовательная
область "Художественно-эстетическоеразвитие".
Художественная
деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного
возраста. Эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования
эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных
видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической
деятельности. С целью формирования у детей дошкольного возраста эстетического
восприятия и художественно-творческих способностей в изобразительной
деятельности используется авторская программа "Цветные ладошки" И.А.
Лыковой.
Основными задачами программы являются:
•
развитие художественно-творческих способностей в
продуктивных видах детской деятельности,
•
воспитание художественного вкуса и чувства гармонии,
•
создание условий для многоаспектной и увлекательной
активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира;
•
формирование эстетической картины мира и основных элементов
«Я - концепции-творца».
3.Образовательная
область "Речевоеразвитие"
Исходя из возрастных особенностей речевого
развития детей в разных группах, воспитателями используются программы:
-
Е.В.Колесниковой
"От звука к
букве". В программе представлена система увлекательных игр и упражнений со
звуками, буквами, словами, с целью формирования мыслительных операций,
овладения навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой
моторики и зрительно-двигательной координации.
- О.С.Ушаковой "Программа развития речи дошкольников.
ФГОС ДО" включает систему работы по развитию речи в разных видах
деятельности
детей от 3 до 7 лет. В основе системы лежит комплексный подход.
Предложенная методика направлена на решение на одном занятии разных, но
взаимосвязанных задач, которые охватывают разные стороны речевого развития
(фонетическую, лексическую, грамматическую) и решают основную задачу — развитие
связной речи.
Организационный
раздел содержит
описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и
режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий;
особенности организации предметно-пространственной среды, особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия педагогического коллектива ДОУ с
семьёй заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного
потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода
детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в
образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ
и семьи возможно только при соблюдении комплекса психолого-педагогических
условий:
- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его
взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для
ребёнка;
- учёт в содержании общения с родителями разнородного
характера социокультурных потребностей и интересов;
- нацеленность содержания общения с родителями на
укрепление детско-родительских отношений;
- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами
активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
- практическая направленность психолого-педагогических технологий
сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами контакта и
общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Принципы руководства
взаимодействием общественного и семейного воспитания:
- ценностного отношения к детству
как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и
взрослого.
- деятельностный в отношениях
«педагог-семья».
- интеграции внешних и внутренних
факторов повышения воспитательного потенциала семьи.
- доверительных отношений в
системе «семья - ДОУ», включающий готовность сторон доверять компетентности
друг друга.
- разграничение ответственности между педагогом и
родителем как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю
ответственности в рамках своей социальной роли.
- комплексности: целостное видение воспитательной
компетентности родителей.
- системности: связан с упорядоченностью периодов развития
воспитательного потенциала семьи от подготовки к будущему родительству к
воспитанию его в разных периодах детства.
Таким образом,основная
образовательная программа отражает содержание образовательного процесса в МКДОУ «ЦРР ДЕТСКИЙ САД №17» в соответствии
с ФГОС ДО, на основании примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой