18.12.2020
Памятка для родителей
Профилактика компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного
возраста
1-я степень
– увлеченность на стадии освоения. Свойственна ребенку в первый месяц после
приобретения компьютера. Это овладение новой забавой, освоение неизвестного, но
необычайно интересного предмета. В этот период «застревание» за компьютером
обычно не превышает одного месяца, затем интерес идет на убыль. Вскоре
происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы,
вызванные другими занятиями и увлечениями. Если же выхода из данной стадии не
происходит, то возможен переход во вторую стадию.
2-я степень –
состояние возможной зависимости. Характеризуется сильной погруженностью в игру,
пребыванием за компьютером более 3 часов в день, снижением познавательной
мотивации, нежеланием готовиться к школе, выполнять специальные письменные
задания и упражнения. Происходит падение успеваемости в подготовительных к
школе занятиях ( не всегда ощущается сразу). Наблюдается повышенный
эмоциональный тонус во время игры, негативное реагирование на любые
препятствия, мещающие игре, любимая тема общения – компьютерные игры, сужение
круга общения, иногда нарушение сна и прочее.
3-я степень –
выраженная зависимость. Игрок не контролирует себя, эмоционально неустойчив, в
случае необходимости прервать игру нервничает, реагирует эмоционально или не
реагирует никак. В случае насильственного вмешательства в свою реальность может
уйти из дома, пойти к соседям, жаловаться на родителей, пойти искать
полицейского на улице. Становится безразличным ко всему, что не касается его
увлечения (играм и игрушкам, которые раньше любил, увлечениям, успехам в
каком-либо виде деятельности, например, к танцам, спорту). Равнодушен к вещам,
которые раньше были дороги. Наблюдается снижение успеваемости на
подготовительных занятиях в школе, не усваивает новые знания. Регресс в
развитии познавательных процессов. Характерны повышенная тревожность и
возбудимость, рассеянность, рассредоточенность внимания вне игровой
деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, замена друзей
компьютером – полная. Опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенок не получает
помощи в течение длительного времени, а пребывание за компьютером превышает
пять часов в сутки.
4-я степень –
клиническая зависимость ( у детей дошкольного возраста данная степень не
наблюдается). Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная
эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена
эмоций с их крайним проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого
самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, у него отсутствующий
взгляд, потухший и пустой, Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.
Необходима помощь психиатра, психолог выполняет функцию диспетчера.
Как определить степень
зависимости ребенка от компьютера
Родители могут провести простейший тест, чтобы выявить
степень зависимости от компьютера у их ребенка. Они обращаются к ребенку с
просьбой, например: «Помоги мне, пожалуйста, сделать подарок для бабушки» или
«Помоги мне, пожалуйста, подобрать рассыпанные бусинки». Обращаться к ребенку
нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.
Способы реагирования ребенка:
А. Ребенок легко
откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключится на
другое дело, отвлечься, забыть о компьютере – полная свобода от компьютера на
момент тестирования.
Б. Ребенок откликается со
второго – третьего раза, неохотно выполняет просьбу, демонстрирует
недовольство, огрызается – 1-я степень зависимости в пределах первого месяца
овладения новой игрушкой и (или) начальный этап 2-й степени зависимости.
В. Ребенок не откликается
на просьбу, явно не слышит обращение, игру не прерывает – зависимость 2-3
степени.
В случае, если ребенок вел себя по схеме Б или В,
необходимо через какой-то промежуток времени ( на следующий день ) обратиться к
ребенку с развернутой аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне,
пожалуйста. Я одна справиться не могу. Мне нужна твоя помощь! Пожалуйста,
прерви свое занятие и помоги мне». Если реакция на просьбу будет аналогичной,
то можно делать окончательный вывод о наличии у ребенка компьютерной
зависимости и необходимости предоставить ему квалифицированную помощь.
Для профилактики
компьютерной зависимости родителям можно рекомендовать выполнять следующие
правила.
Поощряйте и хвалите детей. Именно
в этом скрыт один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир
наших детей. Не скупитесь хвалить ребенка за вымытую тарелку, умение одеваться
или дружную, спокойную игру с другими детьми. В компьютерные программы для
детей заложено очень много поощрений, которые дети не слышат от большинства
родителей. Компьютер не устает хвалить малыша, подчеркивает его способности,
ум, ловкость, позитивно реагирует даже на проигрыш и ошибки, в то время как взрослые
часто относятся к промахам ребенка противоположным образом – раздражаются,
срываются на крик. Относитесь ровно, индифферентно к успехам в компьютерной
игре, ведь поощрение итак уже заложено программой.
Родители – образец для подражания.
Не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка. Проанализируйте, не
являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор, компьютер? Ваше
освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у ребенка.
Контролируйте занятость ребенка (кружки,
широкие интересы). Приобщайте к домашним обязанностям.
Культивируйте семейное чтение. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к
играм своего детства.
Введите четкий режим. «Общение» с компьютером
для дошкольника – 20-30 минут в день. Старайтесь не поддаваться на слезы,
капризы и жалобы ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, детей
помладше отвлекайте другими занятиями.